Философия Канта


Дисциплина:Философия
Вид работы:реферат
Язык работы:русский
Объем:12
Год выполнения:2005
Размер:0.47 KB
Похожие работы:




Диалектика эстетической способности суждения. Способность суждения, которая должна быть диалектической, должна притязать на всеобщность. Но суждение вкуса в большей мере субъективно, так как опирается на субъективные (понятия) о произведениях того или иного вида искусства, каждый имеет свой вкус, о вкусе не дискутируют, но все же о вкусе можно спорить, а значит, спор предполагает две противоположные точки зрения, которые притязают на всеобщность, но две сразу противоположные точки зрения не могут быть приняты за идеал вкуса. Возникает анатомия вкуса. К тому же в споре противоположные стороны опи¬раются на понятия, доказывая свою правоту, но, как нам уже из¬вестно, суждение вкуса не опирается на понятие, иначе это будет просто логическим спором. Диалектика способности эстетических суждений вкуса относится не собственно к вкусу, а к критике вкуса.
При разрешении той или иной антиномии дело идет только о воз-можности того, что два видимо противоположных друг другу поло¬жения на самом деле не противоречат друг другу, а могут сосу¬ществовать, хотя объяснить возможность их понятия выше нашей познавательной способности.
Таким образом, Кант ставит вопрос о сочетании субъективных и объективных принципов суждения вкуса, но не находит на это от¬вета, в этом его характер антиномии, он пишет: «Совершенно не¬возможно дать определенный объективный принцип вкуса, которым суждения вкуса могли бы руководствоваться и на основании кото¬рого они могли бы быть исследованы и доказаны, ведь тогда не было бы никакого суждения вкуса. Только объективный принцип, а именно, неопределенная идея сверхчувственного в нас может быть указана, как единственный ключ к разгадке этой даже в своих истоках скрытой от нас способности, но далее уже ничем нельзя сделать его понятным».
Принцип вкуса всегда можно усматривать прежде всего в том, что вкус судит эмпирически, через внешние чувства, или из апри¬орных оснований. В первом случае это будет эмпиризм вкуса, во втором - его рационализм. Рационализм же принципа вкуса может быть или рационализмом реализма, целесообразности, или рациона¬лизмом идеализма ее, но суждение вкуса не есть познавательный процесс, а красота - не свойство предмета самого по себе, это лишь эстетические чувства в самом субъекте, поэтому рационализм принципа вкуса никогда нельзя усматривать в том, будто це¬лесообразность в этом суждении мыслится как объективная. За ре¬ализм эстетической целесообразности природы говорят прекрасные творения самой природы. Об идеализме целесообразности в красоте природы Кант пишет так: «Но что прямо доказывает принцип иде¬альности целесообразности в красоте природы, как принцип, кото¬рый мы всегда полагаем в основу самого эстетического суждения и который не позволяет нам применять реализм цели природы в ка¬честве основания для нашей способности представления, - так это то обстоятельство, что при оценке красоты вообще мы ищем мерило в нас самих и что эстетическая способность суждения, когда су¬дит о том, прекрасно все это или нет, сама себе устраивает за¬коны, чего не могло бы быть, если допустить реализм целесооб¬разности природы, ибо мы в таком случае должны были бы учиться у природы тому, что мы должны считать прекрасным и суждение вкуса было бы подчинено эмпирическим принципам».