ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛИЗАЦИЮ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЛОБАЛИСТИКИ


Дисциплина:Экономика
Вид работы:статья
Язык работы:русский
Объем:8
Год выполнения:2005
Размер:0.47 KB
Похожие работы:




Этот вывод, который расходится с мнением о превалировании дисциплинарной фрагментации, может быть подкреплен и ссылкой на тягу мно¬гих дисциплин к философскому знанию и, в пер¬вую очередь, к проблемам пространства и време¬ни. Эта проблематика возникает и в экономдис-циплинах при анализе роли финансов (работы В. Евстигнеева, А. Неклессы), и особенно актив-
но - в различных отраслях всего "куста геодис-циплин. Все они находятся перед проблемой поис¬ка хронотопа, воплощающего единство простран¬ственного и временного измерений глобализации, и перед проблемой единства и множественности этих измерений, опираясь в поиске их решений на идеи Ф. Броделя, И. Пригожина и И. Валлерстай-на. Подчеркнем, что речь идет не просто об обра¬щении к философии, но о выработке философско¬го уровня глобалистики, о решениях философских проблем глобализации (от философии сущностей -к философии соседства, по А. Рубцову). В связи с этим, а также в соответствии с формированием общенаучной формы знания и множественнос¬тью дисциплинарных форм, глобалистика оказы¬вается перед проблемой различения множества смыслов, употребляемых понятий и категорий. Так, понятие развития широко практикуется в конкретных дисциплинах и одновременно высту¬пает как общенаучная идея и философский прин¬цип. Неразличение и подмена разных смыслов данного понятия особенно опасны для формиру-ющейся глобалистики, ибо зачастую конкретное значение подменяется философским обосновани¬ем, а философский принцип сводится к конкрет¬но-предметному смыслу. Подобное смещение и замещение в какой-то мере может быть блокиро¬вано, если учесть, что с развитием общенаучного знания философия сама становится наукой (по Н. Моисееву).
Становление междисциплинарных и наддис-циплинарных форм знания, их тяготение к фило-софии означает, что рождаются условия, необхо¬димые для превращения глобалистики в особую отрасль социально-гуманитарного знания. Усло¬вие не только необходимое, но и достаточное для рождения этой отрасли, заключается в опре¬делении ее предмета. Общие контуры предмета очерчены тем, что практически все дисциплины, входящие в глобалистику, оперируют представ¬лением о мире как о мироцелостности (world as a whole). Это общее и достаточно тривиальное ви¬дение предмета углубляется по мере того, как за "миром" - этой совокупностью социальных отно¬шений, выступает человечество и человек, что, собственно, уже было заложено работами Рим¬ского клуба. Сдвиг в описании предмета от мира -к человечеству (или "мирочеловечеству", по С. Булгакову) знаменует важный шаг в конструи¬ровании глобалистики. Но в то же время этот шаг опасен, ибо возникает соблазн растворить гло-бальную проблематику в антропологических дис¬циплинах или в науках о человеке. Избежать это¬го можно путем сужения предмета глобалистики -отнесения к нему лишь определенного механизма эволюции бытия и сознания человечества, а именно - механизма взаимосоотнесенности всех компонент человеческой общности, отделяя его