ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛИЗАЦИЮ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЛОБАЛИСТИКИ


Дисциплина:Экономика
Вид работы:статья
Язык работы:русский
Объем:8
Год выполнения:2005
Размер:0.47 KB
Похожие работы:




54
ЧЕШКОВ
столько религиозных аксиоматик, сколько рели-гий в их практически-жизненном воплощении. Опираясь на более или менее признанный тезис о примате культуры над другими формами совре¬менной общественной жизни, культурология вы¬ходит за свои границы, выступая в роли постав¬щика методологических средств познания для других дисциплин, изучающих глобальную про¬блематику. Иными словами, в этом случае прин¬цип монодисциплинарности не только сохраняет¬ся, но как бы возводится в степень таким образом, что все дисциплины предстают подразделения-ми одной отрасли знания - глобальной культу-рологии.
Изменение принципа монодисциплинарности в этих двух случаях происходит или путем включе¬ния в дисциплину иных предметов, или благодаря распространению предмета одной дисциплины на другие, или коротко - через интерьоризацию и экстериоризацию монодисциплинарной органи¬зации. В отмеченных выше отраслях знания дей¬ствуют оба механизма, но с той разницей, что экономические науки работают в большей мере по принципу интерьоризации, а культурология в большей мере практикует другой способ. Преоб¬ладание того или иного механизма зависит не столько от потенции данной дисциплины, сколь¬ко от общих принципов научного познания, от то¬го, что видится первичным - экономика или куль¬тура. Последние два десятилетия показали, что в исследовании глобальных проблем первичными признаются оба вида общественных отношений, что и делает крайне противоречивой зарождаю-щуюся глобалистику. В значительной мере про-блема первичности в глобалистике определяется и общественным сознанием так, что доминирую¬щая его версия (mainstream) выдвигает тезис о примате экономики, а оппозиционное сознание настаивает на первичности культуры.
Отмеченные механизмы создают тесные связи между обоими монодисциплинами - экономичес¬кими и культурологическими. Эти связи и влия¬ния настолько значительны, что можно говорить об экономизации культуры и культуризации эко¬номики. Подобное воздействие определяется тем, что общественное производство все более сдвига-ется на создание интеллектуальных, культурных и духовных благ и услуг или на производство "символов", а в сфере культуры все сильнее ощу¬щаются законы рынка и конкуренции (масс-куль¬туры). Наконец, их взаимосвязанность выражает¬ся и во введении категорий, снимающих различия между данными сферами отношений и соответст-вующими им дисциплинами: в концепции куль-тур-экономики А. Аппарадураи речь идет о "по-токах" - экономических, культурных, информа-ционных и пр. Здесь возникает вопрос: что складывается в ходе не просто взаимодействия, но и взаимопроникновения обеих дисциплин?